В 2000 г. в Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета была открыта научно-образовательная программа "Новая Россия. История постсоветской России" (приказ ректора РГГУ Ю.Н. Афанасьева № 01-0532/ОСН от 20.03.2000 г.)

КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"НОВАЯ РОССИЯ. ИСТОРИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ"

Вступление человечества в новую эру, переход всей социальной, экономико-политической системы мира на новую ступень развития, качественно и количественно отличную от той, на которой оно находилось еще 10-15 лет назад, "совпало" с кардинальными переменами в самом российском государстве. В условиях трансформаций 1990-х гг. оно представляет уже новый (по сравнению с СССР) объект науки, и, следовательно, новый предмет исторического образования, который качественно отличен от предшествующей истории России ХХ века, самостоятелен как исторический маркер ( хотя и имеет "корни" в предшествующей истории) и начален в посткоммунистической мировой истории конца ХХ - начала ХХI столетия.

Аргументом в пользу выделения периода постсоветской России служит факт перехода общества и науки на новые мировоззренческие позиции, новые теории социального развития, отказ от альтернативных и "борющихся" методологий, широкое проникновение методов естественнонаучных дисциплин огромные, еще не осмысленные информационные поля, новые носители исторической информации.

Наконец, следует признать, что в последние годы в России и международных аналитических центрах (Институт социально-политических исследований РАН, Центр политической коньюктуры России, Научно-исследовательский институт социального развития при ООН, Фонд Карнеги и др.) происходит накопление знаний о современной России посредством различных гуманитарных наук в рамках исследовательских программ по истории современности. Реализуются эти программы через многочисленные издания самого разнообразного свойства, в основном носящие междисциплинарный характер и, по существу, являющиеся для историков одновременно и историографическим и источниковым материалом.

Авторы концепции НОП осознают условность термина "постсоветская". Он хронологически локален и используется в гуманитарном лексиконе как альтернативный "Советскому Союзу", "Российской империи". Конец ХХ века определяется и в других терминах: посткоммунистический, постновейший, посттоталитарный, постмодернистский, некоммунистический. Все эти термины обозначают разные сущностные параметры и с той или иной оговоркой могут быть применимы к России 1990-х гг.

Методологический подход к изучению России постсоветского времени основывается на теории бифуркации, нелинейном понимании исторического процесса, структурном видении социальной материи.

Реализацию этого проекта планируется осуществить путем концентрации информационных и кадровых ресурсов различных подразделений РГГУ и других структур, как в России, так и за рубежом, занимающихся изучением новой России.

Принцип деятельности Программы - междисциплинарный и включает в себя три направления:

  • научное;
  • учебно-методическое;
  • архивное.

I. Концепция научной деятельности программы

В публицистике и в политологической литературе вектор социально-политического развития России в 1990-годы интерпретируется как возврат к капитализму или построение современного капитализма. Это понимание, по меньшей мере, спорно, как спорно вообще обращение к дореволюционным теориям, использование таких понятий как капитализм или социализм для интегральной характеристики тех или иных современных обществ.

Большинство серьезных ученых на Западе давно уже воздерживается от использования термина "капитализм" для обозначения общественного строя стран, в которых они живут. Столь же очевидно также, что советское общество, на излете которого даже Ю.В. Андропов должен был признать, что мы еще не знаем его, не являлось социалистическим, если соотнести это общество с любой из известных теоретических моделей, будь то теории Сен-Симона или Прудона, Маркса или Ленина.

Хотя это и не решает научную проблему, можно, очевидно, в самом общих чертах, рассматривать вектор движения постсоветкого российского общества на протяжении последних полутора десятилетий на магистраль (то есть в силу известных исторических обстоятельств) европейской цивилизации. А это означает движение к конкурентному рынку, опирающемуся на автономии хозяйствующих субъектов, к гражданскому обществу, правовому государству, гарантированному праву на свободу личности и т.п. А также не противостояние ведущим государствам мирового сообщества, а налаживание партнерских отношений с ними, не изоляцию, а активное участие в процессах экономической, политической и информационной глобализации.

Заявляя свое понимание направленности современного исторического развития России, авторы программы учитывают, во-первых, что оно не является всеобщим в нашем научном сообществе, во-вторых, что развитие в указанном направлении нелинейно и безконфликтно. Сама необратимость объективных и субъективных процессов ставится нами под сомнение. Из этого вытекает то, что в научных исследованиях по названной программе мы будем придерживаться принципа альтернативности.

В соответствии с концепцией научной работы в рамках НОП "Новая Россия. История постсоветской России" частью этой программы является разработка различных сюжетов истории России последней четверти ХХ века. Основные участники программы:

В.Л. Шейнис (руководитель), А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева - публикуют монографии, статьи, сообщения и другие результаты своих научных исследований, а также принимают активное участие в различных научных конференциях по проблематике истории постсоветской России. В.Л. Шейнисом подготовлены монографии и статьи по истории российского парламентаризма и гражданского общества.[1]Кроме того, руководитель программы участвует в конференциях по проблемам новейшей российской истории.[2]

В рамках существующей научной концепции участник программы А.Б. Безбородов опубликовал серию научных исследований[3] и также выступил с докладами и научными сообщениями на конференциях и симпозиумах.[4]

Зам. руководителя НОП Н. В. Елисеева также публикует научные статьи и выступает с сообщениями на российских и международных конференциях.[5]

II. Концепция учебно-методической деятельности программы

Данная концепция включает в себя два компонента:

  1. Обоснование актуальности открытия специализации по истории постсоветской России;
  2. Обеспечение учебного процесса соответствующим учебно-методическим комплексом.

1)Концепция специализации "История постсоветской России"

Два обстоятельства определяет необходимость и целесообразность учреждения новой учебной исторической специализации: требования, которые предъявляет жизнь к системе образования вообще, высшего образования, в частном, и вступление российского общества в новую, принципиально отличающуюся от предшествующей историческую эпоху.

Наступающая эра информатизации, коммуникации и глобализации настоятельно требует новой философии. Образования, смены парадигмы педагогического мышления, пересмотра категориального аппарата и трансформации практики педагогики.

Необходимость нового подхода к образованию вытекает из его современного состояния и потребности соответствовать объективным запросам общественного развития. На сегодняшний день не только дошкольное, школьное среднее но и высшее образование являются скорее орудиями закрепления и воспроизводства существующих социальных и экономических структур, чем механизмом совершенствования индивида, усвоения ценностей и знаний, позволяющих человеку свободно и самостоятельно строить свою жизнь.

Существующая система образования не способна ассимилировать происходящие в мире изменения. Она не мыслит своей лидирующей, опережающей, социально моделирующей роли и, соответственно, не способна сегодня выполнять такие функции в обществе.

Между тем, общество теперь обречено жить в потоке обновляющегося знания. В последние десятилетия нынешнего века знания обновляются каждые 6 лет (по материалам Шестого Международного Форума Информатизации, МФИ, состоявшегося в Москве 26 ноября 1997 г.). Необходима переориентация общественного сознания на новые принципы и задачи образования, на быстрое, оперативное приобретение новых знаний и навыков.

Накануне третьего тысячелетия настоятельно требуются концепции новой школы и систем образования на основе начала жизни. Передовая система образования делает возможным технологический прорыв во всех сферах жизни - и переход общества на новый экономический, социальный, политический, культурный уровень. Всемерное использование жизненно важных инноваций в сфере образования - это одна из ключевых этических, экономических, стратегических задач России в XXI веке.

Наметившийся пересмотр ценностных ориентаций в контексте кризиса техногенной цивилизации в конце XX века оборачивается, в частности, переоценкой прежних образовательных традиций, приемов, методик. При этом поиски нового базируются на признании глубинной связи между педагогическими системами, образовательными методиками, социокультурным климатом. Традиционная образовательная система, сложившаяся в XIX веке и обновленная для выполнения социального заказа общества в первой половине XX века, целиком пронизана императивом подготовки человека знающего, в то время как мир нуждается в человеке, понимающем и сознающем себя, общество и культуру как минувших эпох, так и современную. И сегодня школа все еще готовит человека, которому трудно вписать себя в сложный окружающий мир. Выпускники школ нередко отличаются стереотипным, нединамичным мышлением и не способны вести диалог с быстро меняющимся миром.

Итогом назревшей переориентации должно стать пред-ставление о результатах деятельности образовательной системы: воспитание целостного мышления челове-ка, отвечающим современным реалиям жизни, снабжение его эффективными инструментами для самостоятельного выбора своего места в системе природа-общество, для умения ставить цели, выбирать средства и видеть последствия своих действий. Идеал самореализации личности во всех сферах человеческой жизни должен стать генеральной целью функционирования образовательной системы.

Общемировые процессы становятся доминирующими в национальных историях государств. Россия не является исключением, и ее история может рассматриваться в контексте мировой истории на шкале утверждающейся в науке периодизации (посткоммунистического периода в локальных историях бывших социалистических стран, постновейшего - во всемирной истории) исторического процесса.

Новые индустриальное, информационное, технотронное общество - таков далеко не полный перечень определений, которые предложены для обозначения строя, пришедшему на смену капитализму в развитых странах Запада (а теперь уже и в некоторых быстроразвивающихся странах Востока). Но дело не только в том, что глубокие изменения происходят в странах, представляющих наиболее динамичную часть мирового сообщества и в известной мере задающих ориентиры всемирному развитию.

В календарных хронологических рамках XX века в России сменились три принципиально отличных периода. Первый из них - начальные годы века, когда в стране происходили эволюционные, но быстрые и основательные экономические и социальные изменения и началось движение к конституционной монархии. Неизжитые противоречия общественного развития и последствия участия России в непосильной для ее экономики и общества мировой войне привели к свержению царизма, а вскоре вследствие сочетания исключительных исторических обстоятельств к переходу власти в руки большевиков, учредивших режим государственного "социализма", а после второй мировой войны распространивших свою власть на страны Восточной Европы. На рубеже 1980-1990-х годов Россия вступила в третий, качественно отличный период.

В экономике совершился переход от всеобъемлющей монополии доминирования олигополистических структур, тесно связанных с государством, хозяйственный отношения коррозированы глубоко проникшей криминализацией, но вместе с тем возникла потенция развития конкурентных рыночных отношений, опирающихся на частную собственность. На смену абсолютной политической монополии самовоспроизводящейся верхушки партийно-государственной номенклатуры, известной политической организации "партия-государство" пришел режим в значительной степени авторитарный, но в своих формальных конституционных основаниях опирающейся на разделение властей, допускающий идейный и политический плюрализм, многопартийную систему и в определенных пределах - гражданские свободы, свободы слова, демонстраций и забастовок, въезда и выезда из страны и т.д. Взамен жестокого идеологического контроля, свирепой цензуры и закрытости общества, наряду с распространением низкопробных образцов массовой культуры, перед обществом открылись широкие (и далеко еще не освоенные) возможности свободомыслия, приобщения к действительной культуре - прежде находившимся под государственным запретом национальным культурным ценностям и достижениям мировой культуры.

Как видно, перемены носили далеко неоднозначный и противоречивый характер, но не подлежит сомнению, что несколько поколений наших сограждан, во многом неожиданно для себя, оказались в иной непривычной для них стране, в которой заново начался отсчет истории. Точно также не подлежит сомнению переходный характер сложившихся в 1980-1990-х годах общества и государства, но никто не может сказать, сколь долго продлится переход и в каких формах будет происходить кристаллизация новых, "постсоветских" общественных отношений в обозримый период. Выделить наиболее перспективные тенденции общественного развития - актуальная задача научного исследования, показать всю сложность и противоречивость, непредопределенность переходных процессов - непреложные требования к современному историческому образованию.

Еще одним аргументом в пользу необходимости подготовки специалистов по постсоветской истории России служит факт перехода и общества, и науки на новые мировоззренческие позиции, ее обогащение новыми теориями социального развития, осознание его альтернативного, а неоднозначно предопределенного характера. А также широкое проникновение в гуманитарные науки методов естественных дисциплин, появление огромных и еще неосмысленных информационных полей, новых носителей исторической информации. Все это требует анализа уже не только политологического, социологического или экономического науками, но и обобщающего - исторического.

РГГУ заслужено принадлежит лидерство в освоении новых технологий приобретения знаний, методик преподавания, разработок исследовательских тем. Вполне естественна, поэтому постановка задачи - подготовка историков, специализирующихся по постсоветской истории России. По традиции студенты на определенном этапе обучения избирают специализацию, ориентированную на определенную познавательную и исследовательскую проблематику, связанную с тем или иным хронологическим периодом истории России.

История сравнительно небольшого периода России (90-е годы ХХ века) еще не сложилась как более или менее общепризнанная научная парадигма, острые дискуссии продолжаются и чем скорее студенты будут приобщены (или даже вовлечены) в дискуссии, тем раньше и прочнее будут усвоены новые познавательные навыки.

  1. Отсутствуют исследовательские и учебные разработки источниковой базы данного периода, поэтому вопросы достоверности и представительности имеющихся источников открыты, и требует времени всего срока обучения.

  2. В условиях многообразия методологических подходов политических и научных позиций и оценок широкое распространение приобретает отрицание вообще объективного знания о прошлом собственной страны и тем более - ее ближайшем прошлом, что, конечно, также требует продолжительного времени.

Все это, при наличии естественной необходимости преподавать историю отечества и "доводить" ее до последних событий, требует, возможно, раньше начать активное знакомство обучающихся с данным периодом, разработку методики и практики, специфических особенностей преподавания указанного предмета, в том числе знания о нем, полученные в других дисциплинах (экономика, политология, культурология и др.).

Общественная потребность в специалистах-историках по последнему периоду истории России проявляется на всех уровнях - от государственных учреждений до школ. Удовлетворить ее и призвана предлагаемая специализация.

Программа ориентируется на подготовку студентов по специальности "история" со специальным уклоном на историю постсоветской России.

Цель специализации - подготовить историка по постсоветской России с широким междисциплинарным видением картины мира, способного ориентироваться в современных процессах социальной, экономической, политической и культурной жизни России 90-х годов, владеющего новейшими методами исследования, знающего современные методологии исторического и гуманитарного типов, умеющего свободно пользоваться компьютером, владеющего современными информационными технологиями и английским языком, соответствующим европейским стандартам.

Задача специализации - создать предпосылки для складывания новой формации историков, способных заниматься исследовательской работой, преподавательской деятельностью, организационной и аналитической практикой в сфере культуры (музеи, архивы), функционировать в различного рода социальных учреждениях государственного и негосударственного типа, выступать в качестве "россиеведа" в службах интеллектуального сопровождения (референт, помощник, администратор), заниматься журналистскими и редакторскими обязанностями в СМИ, ТВ и др.

Программа носит открытый характер и предполагает возможность взаимовыгодного сотрудничества и разделения финансовых затрат для разнообразных структур как внутри РФ так и за ее пределами.

В 2000/2001, 2001/2002 учебных годах был осуществлен набор студентов на обучение по специальности "История" специализации "История постсоветской России". Для реализации обучения был разработан 5-летний план учебного процесса, нацеленный на создание особой информационной среды, где студент мог бы обрести личный опыт познания, умения делать самостоятельные выводы, формировать "участное мышление" как индивидуальное переживание знания (М.М. Бахтин). Учебный план имеет три модуля:

  • исторический;
  • языковый (английский);
  • информационный;
  • Исторический:
    1. Стержневое положение занимают циклы дисциплин гуманитарного и естественнонаучного характера, позволяющие создать информационную среду для обучающегося и с ее помощью "обрисовать" модель современного развития постсоветской России по многим параметрам, составить образную картину состояния экономики, политической системы и т.д., способствующую пространственному восприятию исторического процесса. Данный подход бази-руется на идеях синергетизма, системного и струк-турного понимания научного знания.

    2. Специфика структуры учебного плана состоит в том, что студент приступает к изучению современной России и традиционно читаемых курсов древней, средневековой, новой и новейшей истории России и всемирной истории одновременно с первого семестра. "Разрыв" во времени, нелогичный на первый взгляд и не тради-ционный с точки зрения классического образова-ния, на самом деле позволяет посмотреть на исторический процесс, как не на линейный, а дискретный, следовательно, обнаружить "общее" и "особенное", выработать ассоциативное мышление. В условиях нарастания информации такой подход может быть оправдан, особенно по отношению к задачам образования той части молодежи, которая прошла обучение в лицеях, гимназиях и в других престижных средних учебных заведениях, где история разных периодов и стран дается в достаточно широком плане.

Подобная форма организации учебного процесса в определенной мере является экспериментальной. В данном случае студенту не предлагаются готовые знания, а предоставляется возможность самим "добывать" их в рамках концепции авторов учебной программы, что и есть главная задача формирования столь актуального для университетского образования ХХI века универсального знания.

Интерес к подобным подходам проявляется за рубе-жом. Так Университет Айова, США, в лице его дирек-тора Стивена Хока выступил с предложением совместно с кафедрой отечественной истории новейшего времени провести конференцию по постсовесткой ис-тории и политологии России; Венгерский институт русистики (Будапешт) выразил желание сотрудничать с программой в рамках издания различного рода ма-териалов по истории постсоветской России (редактор серии -Тамаш Краус, директор института - Дюла Свак).

Два другие модуля программы (языковый и информационный) занимают соответственно по 30% учебного времени. Гибкая структура учебного плана позволяет трансформировать его в целях предложения подобной образовательной услуги ино-странным студентам путем замещения модуля "английский язык" на "русский язык".

2)Учебно-методическое обеспечение специализации "История постсоветской России"

  • подготовлены и изданы учебники и учебные пособия по постсоветскому периоду российской истории:
    Новейшая история России. 1945 - 2001 гг. М.: "Олимп", 2000. (2 дополнительных тиража, переиздание в 2001 г.): 4 п.л. - история постоветской России.

    История России. 1901-2001 годы. Учебное пособие для поступающих в РГГУ: 5 п.л. - история постсоветской России.
    История России. ХХ - ХХI века. Из документального наследия эпохи. (планируется к изданию в 2002 году по договоренности с издательством "Высшая школа"): 11 п.л. - история постсоветской России.
  • Разработан учебно-методический комплекс :
    Евсеева Е.Н. Экономическая история России конца ХХ века. М., 2001.
    Елисеева Н.В. Глобальные проблемы ХХ века. Программа курса для студентов специализации "История постсоветской России". М., 2001.
    Мирский Г. И. Глобальные проблемы ХХ века. Программа курса для студентов специализации "История постсоветской России (1 курс). М., 2001.
    Шейнис В.Л. Общество и государство в России на рубеже 80-90-х гг. Программа курса для студентов ФАД и ФИПП РГГУ 2 - 4 курсов. М., 2001.
    Шейнис В.Л. Политическая история постсоветской России ( 1990 - е годы). Программа курса для студентов ФАД и ФИПП РГГУ. М., 2001.
    Безбородов А.Б. Военно-промышленный комплекс СССР - РФ. История, современность, перспективы. М., 2001.
  • Внедряются новые формы обучения студентов:
    Организация постоянно действующего семинара "Политики России в университетской аудитории".
  • В течение двух лет в семинарах принимали участие известные политические деятели России:
    • Ю.Н. Афанасьев (выступления от 23 ноября и 10 декабря 2000 г.)
    • Г.А. Явлинский (выступление от 5 марта 2001 г., тема "История и современность")
    • В.И. Зоркальцев (выступление от 31 октября 2001 г., тема "Правовые проблемы гражданского общества")
    • С.Н. Юшенков (выступление от 17 декабря 2001 г., тема "Движение "Либеральная Россия" в современной России").
    • О.В. Морозов (выступление от 11 марта 2002 г.)

III. Концепция архивной деятельности программы

Составной частью НОП "Новая Россия. История постсоветской России" является архив или Электронная коллекция знаний (ЭКЗ), который в соответствии с концепцией программы предполагался как некий "полигон", информационная среда, аккумулирующая в себе различные видео - , фоно-, электронные документы по современной истории России.

В последние годы появилось множество новых электронных архивов различного уровня, сориентированных на политические цели, выборочный электорат, сценарий заказчика. По печати прослеживается тенденция создания Федерального архива электронной записи, что свидетельствует об актуализации проблемы электронного архива как такового. Думается, что концепция такого архива будет строиться на основе институционного принципа.

Что касается собственно архива современной истории России, то пока его создание не планируется, хотя потребность в нем очевидна. В последние десятилетия информационный "обвал", определенный нигилизм в отношении к историческому источнику, вопросам его достоверности и репрезентативности применительно именно к истории постсоветской России, стал фактом. Это порождает некий агностицизм в кругах историков, сомнения в правомерности изучения ближайшего прошлого как истории, полностью перекладывая эту задачу на политологов.

Особенно важна проблема создания ЭКЗ для образовательных целей в рамках общей концепции развития РГГУ, в частности, в свете идей "опережающего образования". (Ю.Н. Афанасьев. Информатизация образования как глобальная проблема на рубеже веков.//В кн. История и компьютер. М., 1997. С.127.)

Цель ЭКЗ - создание архива данных для учебных и научных задач, позволяющего информационно обеспечить исследователя и преподавателя сведениями о России 90-х годов ХХ века на морфологическом, семантическом и прагматическом уровнях, то есть в системном виде, соединенных ключевым понятием и общим информационным полем. В рамках работы с документальными материалами по истории постсоветской России предполагается:

  • создавать информационную среду,
  • осуществлять комплектование эксклюзивных архивных коллекций по истории деятельности видных политиков России,
  • формировать базы данных аудио- ,видео-, фото- и электронных документов,
  • аккумулировать в едином пространстве комплекс информационных ресурсов по современной проблематике (например, "Университеты России", с которыми были заключены, но не реализованы договоренности о сотрудничестве),
  • организовать работу по созданию серии мультимедийных обучающих программ.

Иными словами, планируется создание некоего интегрированного информационного ресурса на базе новейших технологий с развитым поисковым сервисом.

Технология ЭКЗ - собирание и комплектование информации в содружестве с такими структурами как: ИНИОН, ВИНИТИ, ВНТИ-центрум, кафедрами различных факультетов РГГУ.

Структура Электронной коллекции знаний:

  1. База данных по тематическим блоками информации о состоянии и развитии России 90-х годов ХХ века (экономика, политика, общество, духовная жизнь и т.д.).
  2. Банк данных - сумма баз данных, систематизированная в единую информационную модель с открытыми возможностями для дополнения.
  3. Базы знаний - экспертные оценки существующей в базах данных информации (основа - научно-исследовательская литература, аналитические выкладки различных центров по современной истории, СМИ разных направлений).
  4. Банк знаний - соответственно, сумма баз знаний, систематизированная в единую информационную модель с открытыми возможностями для дополнения.
  5. Каталог - поисковая база данных на лазерном диске, плюс страховая копия (необходимо: пишущий CD-ROM или аренда времени на пишущем CD-ROMе).

К настоящему моменту подготовлено помещение (ИАИ, д. 15.): силами РГГУ осуществлен ремонт и произведена закупка мебели, компьютера, установлен телефон.

В состав архива входят материалы личной коллекции Ю.Н.Афанасьева (осуществлена опись документов, систематизация по роду деятельности фондообразователя, классификация как личного фонда - с 1968 по 1988 гг. около 80 дел / примерно 200 листов в каждом деле).

В коллекции архива находятся также фонодокументы известных политических деятелей России, сотрудничавших с программой в рамках семинара "Политики России в университетской аудитории".



[1]Российский парламент: десять лет трудного пути. - "Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат". М.,ИСП - ИНДЕМ, Фонд развития парламентаризма в России, 2000.
Современный парламентаризм: этапы эволюции // Полития. 2001. № 4.
Сквозь призму истории. Россия-Запад-Польша в прошлом и будущем. М.: "Польский культурный центр", 2000.
Законодательство о выборах и его применение в 1999-2000 годах. Интернет-мониторинг выборов в России (Новая гражданская инициатива Проекта "Информатика для демократии-2000+"). Аналитический доклад по результатам проекта. М.: МИПО РЕПРО, 2001 (в соавторстве с О.Н.Каюновым и В.И.Луценко). Государство в эпоху глобализации. - "Государство в эпоху глобализации". М.: ИМЭМО РАН, 2001. Нормативная экономическая теория и модели экономического развития. Нормативная экономическая теория и модели экономического развития. М.: ИМЭМО РАН, 2001.
Чужого горя не бывает. Слово не воробей…. М.: Панинтер, 2001.
Выборы и политическое развитие /В сб.: Россия в избирательном цикле 1999 - 2000 гг. М.: Московский центр Карнеги, 2000.
Шейнис В.Л. Выборы президента: итоги и перспективы. Там же
. Шейнис В.Л. Российский парламент: десять лет трудного пути // Независимая газета - сценарии. 2000. 14 июня.
Sheinis V.L. Russlandgewaltheit // Ost Europa. 2000. № 7.

[2]Доклад "Мораль и политика" на заседании летнего университета РГГУ "Этика и политика". 1 октября 2001.
Доклад "Национальные интересы и международная политика России" на межвузовской конференции "Новая Россия: национальные интересы в глобальном контексте".
Доклад "Становление избирательной системы РФ" в работе школы политического образования (Центр политического образования "Яблока" и Национальный демократический институт) 29 января - 4 февраля 2001.
Доклад "Гласность в Государственной Думе" на конференции "Судьбы гласности. 1986 - 2001. Опыт ее защиты. 1991 - 2001", организованной Фондом защиты гласности и Горбачев-Фондом. 1 -2 июня 2001 г.
Доклад "Россия между завтра и вчера: возрождение государства или пир бюрократии?" ("Russia between tomorrow and yesterday: revival of the State or feast of bureaucracy?") на Международной конференции "Россия - десять лет спустя". Вашингтон, 6-10 июня 2001 г. Организаторы - Фонд Карнеги за международный мир.
Доклад "Становление партийно-политической системы в России" на Международной научно-практической конференции "10 лет прорыва в политике, экономике и культуре - 10 лет прорыва в СМИ: германо-российский анализ событий после объединения Германии (1990 г.) и попытки путча в России (1991 г.)" Москва, 19-21 октября 2001 г.
Выступление на Семинаре в Московском Центре Карнеги "Закон о партиях", 2 февраля 2001
Участие в работе Круглого стола в Институте права и публичной политики "Конституционно-правовые основы взаимодействия общества и государства", 2 марта 2001.
Участие в дискуссии на Международной конференции "Преодоление прошлого и новые ориентиры его переосмысления". Опыт России и Германии на рубеже веков", 15 мая 2001 г. (Фонд Фридриха Наумана, АИРО-ХХ, ВГБИЛ, НГ).

[3]История холодной войны и ее последствия в постсоветское время. М.: РГГУ, 2000.
Власть и ВПК в СССР с середины 40-х - середины 70-х годов / В кн.: Советское общество: будни холодной войны. Материалы "круглого стола" 29 марта 2000 г. М.: "Арзамас", 2000.
СССР на рубеже 1970-х гг.: модернизация кризисной экономики // Экономический журнал (РГГУ). 2001. № 1.

[4]Доклад "Государство, ВПК и новое геополитическое мышление российского руководства" на Межвузовской конференции 16 декабря 2000 г. "Российская государственность ХХ века".
Стажировка в Университете г. Констанца (Германия). Собран материал по теме: "ВПК как мировое целое (опыт сравнительно-исторического анализа "Восток - Запад"). Сентябрь 2001 г.
Доклад "Феноменология советского общества. Причины кризиса и распада СССР" на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам преподавания новейшей отечественной истории. 3 декабря 2001 г.

[5] Советское прошлое: начало переоценки // Отечественная история. 2001. № 2.
Историческое сознание в перестроечной повседневности / В кн.: Общество и власть. М.: РОССПЭН, 2001.
Глобальные проблемы ХХ века и национальные интересы России / В кн.: Глобалистика и национальные интересы России. Тезисы всероссийской межвузовской конференции. М., 2001.
Доклад "Идентичности в конфликтах: идеологические разногласия и культурные общности". Международная конференция "Вхождение республики Молдова в евроатлантические структуры". Кишинев. 26 - 27 апреля 2001 г.
Выступление на "круглом столе" "Россия и Ближнее зарубежье: конфликты и толерантность".
Международная конференция "Ни войны, ни мира: проблемы Молдовы и Приднестровья". Москва. 3-4 декабря 2001 г.
Участие во всероссийской межвузовской конференции "Новая Россия: национальные интересы и глобальном контексте". Москва. 16 - 17 декабря 2001 г.